Общеобразовательная программа ГБОУ ЦРР д.с.136
Пояснительная записка (выдержки)
Общеобразовательная программа дошкольного отделения структурного подразделения Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 49 Юго-Западного Окружного Управления Образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.
Нормативно-правовая база для разработки основной общеобразовательной программы ГБОУ СОШ № 49 дошкольного отделения структурного подразделения:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
• Конвенция о правах ребенка ООН (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);
• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
• СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 27.08.2010г. № 18267;
• Письмо МО «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы (от 09.08.2000 № 237/23-16)»;
• Методическое письмо МО РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования» (от 25.03.1994г.);
• Проект «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», подготовленный Федеральным государственным учреждением Федеральный государственный институт развития образования;
• Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Письмо МО РФ 21 октября 2010 г. № 03 – 248.
• Устав ГБОУ СОШ № 49 города Москвы
Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:
- наличие квалифицированного кадрового потенциала в дошкольном отделении структурного подразделения ГБОУ СОШ № 49;
- материально-техническое оснащение дошкольного отделения структурного подразделения ГБОУ СОШ № 49 с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;
- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов детского сада, микрорайона.
Педагогический коллектив детского сада включен в активную творческую работу, стабилен, объединен едиными целями и задачами, имеет благоприятный психологический климат.
Качественный анализ кадрового состава:
- педагогический состав – 29 человек
- административный состав – 3 человека
- учебно-вспомогательный состав – 5 человек
- обслуживающий персонал – 7 человек
Образование педагогического состава:
- высшее педагогическое – 14 человек (49%)
- среднее педагогическое – 9 человек (32%)
- среднее специальное – 6 человек (19%)
Стаж работы педагогов:
- от 0 до 3 лет – 2 человека (7%)
- от 3 до 5 лет – 1 человек (3%)
- от 5 до 10 лет – 5 человек (17%)
- от 10 до 20 лет – 8 человек (27%)
- свыше 20 лет – 13 человек (46%)
Содержание образовательного процесса в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 49 выстроено в соответствии с базисной программой развития ребенка – дошкольника «От рождения до школы», под редакцией: Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Основными приоритетными направлениями в деятельности нашего сада являются: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Целью сада является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников учреждения.
Основными задачами дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 49 являются:
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом, речевом и (или) психическом развитии детей
- систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей, взаимодействия с родителями воспитанников
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 49 осуществляется на русском языке.
Работает наш сад по пятидневной рабочей неделе с 12-ти часовым пребыванием детей.
Группы функционируют с 7.00 до 19.00
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности педагогов и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
К особенностям образовательного процесса в нашем Центре развития ребенка, мы относим:
- организацию физкультурно-оздоровительной работы с использованием спортивно- игрового оборудования ENSICO
- кружковая работа (ритмическая гимнастика, творческая мастерская)
- в совместной деятельности педагога и ребенка широко используются интегрированные формы взаимодействия
- взаимодействие с родителями осуществляется через функционирование родительского клуба
Образовательная программа разработана в соответствии с принципами:
- принцип развивающего образования
- принцип научной обоснованности и практической целесообразности
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
- принцип интеграции различных видов деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей
- принцип взаимосотрудничества всех субъектов образовательного процесса (дети-родители-педагоги)
- принцип построения образовательного процесса с учетом ведущего вида деятельности и возраста детей
- принцип решения программных образовательных задач через организацию совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)
Промежуточная оценка уровня освоения образовательной программы в каждой возрастной группе проводится один раз в год ( май), вновь поступившие дети (два раза в год: сентябрь, май)
Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.
Это портрет выпускника: показатели, которые измеряются и оцениваются к концу учебного года при выпуске ребенка из детского сада в школу:
– физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
– любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
– эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
– овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
– способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
– способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
– имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
– овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; – овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.
Другие статьи раздела:
- Общеобразовательная программа ГБОУ ЦРР д.с.136
- Истоки